Методическая копилка

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

г. Северодвинск

                    

 

 

Методическая копилка

 

 Советы от учителя химии.

 

Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.


Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.

 

 Особые потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: 

- начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления нарушения развития;

- ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; 

- использовать специальные методы, приемы и средства обучения, обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения; 

- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; 

- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; 

- максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы ОУ       

  Общие принципы и правила коррекционной работы.

1.Индивидуальный подход к каждому ученику.

2.Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства:

- чередование умственной и практической деятельности,

-преподнесение материала небольшими дозами,

- использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности. 
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 
4. Проявление педагогического такта.

5.Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: 

u  игровые ситуации; 

u  дидактические игры, связанные с поиском видовых и родовых признаков предметов; 

u  игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; 

u  психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

 Особенности учеников с ОВЗ:

u  низкий уровень познавательной активности,

u  незрелость мотивации к учебной деятельности,

u  сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс.

Принципы обучения в общей и специальной педагогике:

u  принцип сознательности и активности учащихся. Как указывал Ю. К. Бабанский, активность учеников должна быть направлена на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов.

u  принцип доступности.

Методы и приемы обучения.

 Наиболее интересными представляются две классификации методов.

По характеру познавательной деятельности уровня активности учащихся различают (М. Н. Скатки и И. Я. Лернер):

u  объяснительно-иллюстративный метод

u  репродуктивный

u  частично поисковый

u  проблемный

u  исследовательский

По организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности (Ю. К. Бабанский):
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

u  словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.)

u  практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.);

u  репродуктивные и проблемно-поисковые;

u  самостоятельной работы;

·         методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

·         методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Наиболее приемлемые методы работы с учащимися с ОВЗ:

u  объяснительно-иллюстративный,

u  репродуктивный,

u  частично поисковый,

u  коммуникативный, информационно-коммуникационный,

u  методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля

Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта.
С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения». Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. Реальная деятельность обучения состоит из отдельных приемов. Кроме методов, в качестве средства активизации учебной деятельности могут выступать формы организации обучения. Формой организации совместной деятельности учителя и учащихся является урок. В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.

Активные методы и приёмы обучения детей с ОВЗ

1.Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета, карточки с буквами).
2.Использование вставок на доску (буквы, слова)

3.Узелки на память: запись, вывешивание на доску основных моментов изучения темы.
4.Восприятие материала с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей.
5.Использование презентации. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более эффективной:
включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
 
6.Активные методы рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ деятельности и ее результатов.                                                                                     При работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия.
«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт. 
«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.

Важное место в учебном процессе занимает коррекционно-развивающая модель обучения (Худенко Е.Д.), которая обеспечивает школьников комплексными знаниями. В основе коррекционно-развивающих уроков лежат принципы технологии:

·         Принцип развития динамичности восприятия: обучение осуществляется на достаточно высоком уровне трудности.

·         Принцип продуктивной обработки информации: позволяет выработать у ребёнка способность самостоятельного адекватного реагирования.

·         Принцип развития и коррекции высших психических функций:

u  на концентрацию внимания - «Не пропусти ошибку»;

u  на словесно-логическое обобщение (животное, дерево и т.п.);

u  на слуховое восприятие – «Исправь неправильное утверждение».

·         Принцип мотивации к учению: задания должны быть интересны ученику.

Устойчивый интерес к учебной деятельности у умственно отсталых школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, игровую деятельность и др. Например:

-  тема урока может быть дана в виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда

- зашифрованная тема. « - Мы сегодня разведчики, нам нужно выполнить задание.- Расшифруйте слово, для этого расставьте буквы в соответствии с цифрами по порядку».
Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия, поэтому здоровьесберегающие технологии применяются мной в урочной и внеурочной деятельности. В своей практической деятельности для укрепления здоровья использую: 

u  методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей (разминка во время напряженной интеллектуальной деятельности).

u  упражнения на снятие нервного напряжения у детей: «Задуй свечу», «Воздушный шар», «Артистическое приседание», «Любопытная Варвара» (расслабление мышц шеи), «Лимон» (расслабление мышц рук), «Слон» (расслабление мышц ног), «Сосулька» (быстрое снятие эмоционального и физического напряжения), «Тишина» (расслабление всего организма), «Муха» и др.

u  упражнения на развитие эмоциональной сферы: «Шалтай-Болтай», «Релаксация», «Гимнастика», «Хорошее настроение», «Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост», «Слушай команду», «Я не знал!», «Возьми и передай», «Раздумье».

«Великая цель образования – это не знания, а действие» 

 Г. Спенсер

                                                                  

       Литература.

 

1.      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”

2.      Гончарова Е.Л., О.И.Кукушкина/Педагогический энциклопедический словарь. БРЭ, 2009

3.      Малофеев Н.Н, Никольская О.С., Кукушкина О.И. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ. Основные положения// Дефектология.-2010, №1

4.      Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2010 - № 6

 

Мотивация к учебной деятельности

Реабилитационная помощь детям с ОВЗ

Консультирование родителей детей с ОВЗ

 

Дата последнего обновления страницы 25.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения